Записки самоделкина: Строительство монтировки MEH-50, Часть 1

Монтировка Герберта - сборочный чертёжВ этом блоге я начинаю выкладывать записки Александра Ильича, самоделкина, создающего монтировку . Я бы назвал эти записки готовой инструкцией с набором чертежей по созданию этой самой монтировки. Рады будем услышать Ваши комментарии, отзывы.

Предысторию начала строительства монтировки экваториальной MEH-50 Вы можете прочитать здесь.

Содержание (жирным содержимое данной Части 1):

 

  1. Коментарий по строительству экваториальной монтировки MEH-50
    1. Коментарий токарных заготовок
      1. Про валы
      2. Про трубы
      3. Про червяки и шестерни
      4. Про остальное
    2. Коментарий слесарных работ
    3. Коментарий  по приводам и електронике
    4. Коментарий сборочных работ
    5. Коментарий експлуатации
      1. Режим хранения
      2. Режим транспортировки
      3. Режим установки
      4. Режим навигации
      5. Режим завершения
  2. Мой опыт
    1. По стажу работы
    2. В станкостроении
    3. В фото ремонте

1. Коментарий по строительству экваториальной монтировки MEH-50

Изготовление такого сложного устройства требует внимательного подхода к каждой детали устройства, к функциям каждой детали и всего устройства. Как видно устройство состоит из множества деталей как токарного так и слесарного ремесла. Большинство деталей токарного производства и требуется дорабатывать слесарными деяниями. На каждую деталь должен быть чертеж – для изготовления заготовки и слесарной доработки. Токарные заготовки делаются, как правило, по заказу. Слесарные доработки можно проделать и самостоятельно, если стоят руки к этому. В этом случае чертежи надо уметь читать и чертить самому. Тем более если заимствуешь у когото, взятые за исходники. Чертежи и идеи вложенные в них имеют свойство устаревать. Поэтому приходится доделывать, переделывать, и придумывать свое — мучаясь.

Вот и решил поделиться своими муками творчества.

За основу взята экваториальная Герберта (Herbert Zellhuber): http://www.zellix.de/bauplan1.htm. Сборочный чертеж показан ниже. Некоторые детали будут изменяться. По ходу текста об этом будет сказано и показано. Но пока смотрим на этот сборочный.

Монтировка Герберта - сборочный чертёж

А. Комментарий токарных заготовок

Для выполнения токарных заготовок нужны чертежи для токаря. За исходники взяты чертежи Герберта. Проанализировав его чертежи и имеющийся у нас рынок подшипников приходим к выводу что надо изменять чертежи-исходники. А именно, подшипники под вал 41 мм. в отечественных стандартах отсутствуют, на рынке тоже, а приобретать ихние подшипники накладно. Наш рынок предлагает  подшипники с диаметром под вал 40 мм. и на порядок ниже в цене. И так, делая такую замену – чертежи делаем свои. Ну и начнем с валов.

Про валы

На чертежах диаметры под подшипники 40 мм. В продолжении этих диаметров резьбовая часть будет М40х1 .Остальные размеры поверхностей остаются. Материал для валов – сталь.

Конические роликоподшипники типа 32008 с внутренним диаметром 40мм., внешним диаметром 68 мм., и толщиной 19 мм. Для каждого подшипника имеется чашка, с помощь которой подшипник наружным кольцом крепится к трубе. После токарных работ доделывать валы не надо.

Деталь №1 (согласно сборочного чертежа)

MEH-50 - Деталь 1

Деталь №2

MEH-50 - Деталь 2

Про трубы

Поскольку для труб применяем сталь, то и трубы делаем потолще. Внутренний диаметр 65мм., внешний диаметр 76 мм. На торцах труб есть внутренние выточки для установки чашек с подшипниками. К трубам предполагалось приваривать крепежные детали. Учитывая свойства металла «повело» после сварки, воспользуемся советами одноклубников (Naboka Igor), чтобы избежать сварочных работ непосредственно к трубам. Таким образом, после токарных работ заготовки труб нужно дорабатывать. Но это будет в комментариях по слесарным работам.

Вот чертежи токарных заготовок труб и того, что с ними связано.

Детали №5 и №6:

MEH-50 - Деталь 5

Деталь №7:

MEH-50 - Деталь 7

Деталь №8:

MEH-50 - Деталь 8

Про червяки и шестерни

Из конструирования червячных передач известно:

Червячная передача предназначена для передачи вращения между скрещивающимися валами с большой степенью редуцирования. Передача состоит из стального червяка и бронзового червячного колеса.

В конструировании червячных редукторов проводят ряд расчетов червячных передач:

  • расчет на контактную выносливость,
  • на изгибную прочность и нагрев,
  • геометрические параметры червячной передачи,
  • расчет  усилия, действующие в зацеплении
  • и ряд других расчетов.

Для изготовления необходимо определить геометрические параметры червячной передачи. В нашем случае червячная передача с цилиндрическим червяком.

Расчет редуктора

  • aW = 63 мм — межосевое расстояние;
  • z1 = 1 — число заходов червяка;
  • z2 = 80 — число зубьев червячного колеса;
  • u = 80 — передаточное число;   (u = z2 / z1 )
  • q =20 — коэффициент диаметра червяка;      (q ≥ 0,25z2 ).
  • m = 1 мм — модуль передачи;          по расчетам (m = 2 aW / (q + z2) =1,26 )
  • d1 = 20 мм — диаметры делительных окружностей ;  (d1 = mq;  d2 = mz2 😉
  • d2 = 80 мм
  • dW1 = 20 мм — диаметр начальной окружности червяка;   (dW1 = d1 + 2xm )
  • da1 = 22 мм — диаметры вершин;   (da1 = d1 + 2m )
  • da2 =82 мм — диаметры вершин;   (da2 = d2 + 2 (1 + x) m )      (x=0), где х – коэффициент смещения.

Варьируя х в предела х ±1, можно при заданных aW, m, q, изменять z2 в пределах 2, меняя тем самым фактическое передаточное число u = z2 / z1 от стандартного unom.

  • df1 =17,6 мм — диаметры впадин;   (df1 = d1 – 2hf*m)
  • df2 =77,6 мм — диаметры впадин;   ( df2 = d2 – 2m (hf* — x);          (x=0)

где hf* = 1,2, кроме эвольвентных червяков, у которых hf* = 1 + 0,2cosγ ;

  • daM2 = 84 мм — наибольший диаметр червячного колеса;  (daM2 ≤ da2 + 6m / (z1 + 2))
  • b01 ≥ 15,8 мм — длина нарезанной части червяка;  (b01 ≥ (11 + 0,06 z2) m)      для x=0 и z1 = 1)
  • b1= 19 мм — для шлифуемых и фрезеруемых червяков длина нарезанной части;   (b1= b01+ 3m )
  • b2 = 14 мм — ширина венца колеса;   (при z1 = 1       b2 ≤ 0,75 da1)

 

Деталь №14:

MEH-50 - Деталь 14

Деталь №22:

MEH-50 - Деталь 22

 

Продолжение следует…

Добавить комментарий